Франшиза книжного магазина

Розничная торговля – отрасль, в которой франчайзинг традиционно силен. На рынке работают тысячи франшиз магазинов, однако есть такие ниши, где по этой модели практически никто не развивается. Одна из таких – книжные магазины. В России фактически есть одна известная франшиза такого плана – «Территория», развивающаяся под крылом издательства «Эксмо». В чем причина?

Одна из главных причин – дороговизна продукции. На закупку книг уходит очень много денег. При этом наценку магазин сделать большой не может. И очень сложно сделать магазин с книгами только одного издательства, а значит, франчайзи должен будет платить еще и роялти (в монобрендовом магазине роялти «вшивается» в поставки). Все это увеличивает сроки окупаемости, и они становятся не привлекательными для потенциальных партнеров.

Франшиза книжного магазина

Вторая возможная причина – то, что сегодня книжные магазины, если они не торгуют эксклюзивным товаром, ради которого люди поедут через весь город, эффективны только в торговых центрах, при этом там они вынуждены платить большую аренду.

Третья причина – конкуренция со стороны онлайн-торговли. Книга – не тот товар, который обязательно нужно «увидеть своими глазами». При этом в офлайне не почитаешь отзывов и не сравнишь цены между разными магазинами. Более того, издательства сегодня активно запускают интернет-магазины с собственным товаром, снижая наценку для конечного покупателя.

Эти факторы приводят владельцев книжных сетей к тому, что франчайзинг не будет выгоден ни им, ни их партнерам. Поэтому в данной отрасли практически все сети масштабируются только собственными филиалами.

Франшиза библиотеки

Возможно будущее за новыми форматами. Например, франшизой библиотеки с небольшим чеком, по аналогии с анти-кафе. Или магазином только детской литературы (А.Барто, С.Маршак, В.Степанов и др).

OpenWeb - проект компании БИБОСС