Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого

Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого существует с 1 июня 1992 г. В это время вышло постановление Государственного комитета по культуре Москвы о преобразовании Дирекции по созданию центра-музея в самостоятельную организацию. Появление постановления не случайно: оно имеет свою предысторию.

Впервые идея создания Музея Владимира Высоцкого была высказана в 1980 г., сразу после смерти поэта. В Театр на Таганке стали приходить письма, в которых высказывалась мысль о необходимости сбора материалов о жизни и творчестве Владимира Высоцкого и, одновременно, о создании музея. При театре сформировалась инициативная группа, занявшаяся проведением различных акций памяти Владимира Высоцкого. Инициативная группа явилась организатором митинга за создание музея, который состоялся 12 ноября 1988 года у здания Министерства культуры СССР. Вскоре - 16 января 1989 г. вышло Поручение Совета Министров СССР о создании музея, а летом того же года Исполком Моссовета организовал Дирекцию по созданию ГКЦМ В.С.Высоцкого.

В своей работе Дирекция постоянно опиралась на общественность. Так, 30 ноября 1989 г. в Театре на Таганке состоялся “круглый стол”, на который были приглашены известные деятели науки и культуры. Они размышляли о будущей судьбе музея.

В январе 1990 г. состоялся проектный семинар в форме деловой игры на тему “Каким быть музею Высоцкого?”. В нем участвовали люди самых разных профессий - музейные работники, представители творческих объединений, общественных организаций, художники, архитекторы, коллекционеры, социологи и пр. На семинаре была предпринята попытка проектирования музея “снизу”, с привлечением широкого круга общественности, т.е. силами будущих посетителей центра-музея. В это же время был проведен социологический опрос населения в Театре на Таганке, на Ваганьковском кладбище и в сквере у Российского фонда культуры, позволивший выявить мнение людей на особо волнующие Дирекцию вопросы, связанные с будущей судьбой нового музея. Анкета разрабатывалась с помощью социологов Института социологии АН СССР.

Говоря о будущем музее, люди отдавали явное предпочтение многофункциональной структуре, включающей в себя музей, культурный и научный центр. Наибольшее количество респондентов рассматривали будущий центр-музей как специфическую зону общения. По их мнению, она может быть достаточно камерной, но обязательно включать в себя определенную территорию (двор, сквер и т.д.).

Во многом созвучным в ходе анкетирования оказалось мнение большинства экспертов. В качестве экспертов выступили литераторы, театроведы, музейные специалисты, музееведы, художники, архитекторы, знатоки творчества В.Высоцкого. Наибольшее количество экспертов высказалось за необходимость создания нетрадиционного музея нового типа - “музея живого общения”.

Известно, В.Высоцкий был разным. Его талант и его творчество было разноплановым и разнообразным. Естественно поэтому, у каждого человека Высоцкий свой. Кому-то Высоцкий близок своей философской лирикой, для других он прежде всего актер театра или кино. (М. Златковский). В силу исключительности своего таланта Высоцкий сделал то, о чем мечтали в начале века наши философы и интеллигенты: он собрал людей своим творчеством, и для многих из них именно Высоцкий сегодня - наиболее реальный путь вхождения в культуру.

Говоря о Высоцком, мы сталкиваемся еще с одним феноменом. Творчество его, еще недавно бывшее полузапрещенным, стало официальной литературой.

Перечисленное дает все основания рассчитывать на достаточно разнообразный контингент посетителей будущего центра-музея. В их числе прежде всего эксперты называют поклонников творчества В.Высоцкого. Именно эти люди боролись за создание музея, и именно их запросы в первую очередь должен удовлетворять создаваемый центр-музей.

Следующая категория людей, тяготеющих к центру-музею, о которой говорили эксперты, - это люди творчества: поэты, художники, музыканты и т.д. Для них музей может стать своеобразным местом общения и репрезентации их творчества. Центр-музей может стать тем местом, где люди творчества будут черпать вдохновение.

Необходима обращенность центра-музея и к современной молодежи и школьникам. Высоцкий олицетворял собой определенное социально-политическое, нравственное и художественное явление нашей жизни. Поэтому задача сохранения памяти о нем должна включать в себя необходимость показа его жизни, творчества, времени, в котором он жил.

В целом анализ мнений экспертов позволил сформулировать ряд принципов, которые были использованы при разработке проекта центра музея, поставлены в основу его жизнедеятельности.

Музейный фонд содержит порядка 80 тысяч единиц хранения на самых разнообразных носителях. Это бумага, магнитные пленки, виниловые пластинки, лазерные диски, большой фонд фотоматериалов, вещевые и изобразительные источники.

С первых дней жизнь музея, так же, как и его рождение пошло по нетрадиционному пути. Опыт создания такого музея - с его удачами и промахами - заслуживает внимания музееведов и практиков. Под крышей этого Дома должна реализоваться попытка создания нетрадиционного музея, по своим функциональным задачам выходящего за рамки привычного мемориального комплекса с элементами клубной работы.

“Дом Высоцкого на Таганке” станет не только местом, которое расскажет о жизни и творчестве Поэта, но станет притягательным для людей, занимающихся театральным, литературным музыкальным творчеством.

Музей Владимира Высоцкого расположен на улице его имени, ранее – это было две улицы – Верхний и Нижний Таганские тупики. Это окрестности Таганской площади, прославившей великого актера, поэта и музыканта. Таганская площадь – одна из ключевых московских развязок, «ворота» промышленного Юго-Востока. Неудивительно, что здесь расположено много компаний, в т.ч. франчайзинговых. Это и заведения общепита, и туристические агентства (1001 тур, Слетать ру) и компании, работающие в сфере красоты (Laser Pro). Эти франшизы известны и за пределами Москвы, и, вполне возможно, их можно открыть в вашем городе. А поможет вам в этом каталог БИБОСС.

Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого